В Госдуме готовят новый закон о местном самоуправлении

Местное самоуправление в нашей стране ожидают перемены. Естественно, это случится, если Госдумой России будет принят новый законопроект, который подготовили главы профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас.

В чем суть нововведений, какую пользу они могут для людей? Подробнее об этом — в материале UGRA-NEWS.ru.

С чего начинается власть

Местное самоуправление— это, по сути, фундамент власти в стране. Главы городов, поселений непосредственно общаются с народом, решают каждодневные проблемы. В первую очередь от этой власти зависит, как работает городское хозяйство: есть ли свет и тепло в домах, школах, больницах, предприятиях. Убираются и ремонтируются ли дороги, создается ли комфортная, благополучная среда, процветает ли бизнес, развивается ли экономика. Однако и проблем у муниципальной власти много, и часть из них нужно решать системно, законодательно.

Естественно, что любой дом начинают строить или реконструировать с фундамента. Логично, что авторы новой версии закона об организации региональной власти, принятого недавно российским парламентом, решили начать выстраивать единую систему публичной власти в стране с муниципалитетов. С земли. Добавим, что этот документ фактически развивает положения Основного закона, принятие которых россияне одобрили в ходе общероссийского голосования.

Для чего нужен этот закон? Павел Крашенинников объяснил журналистам, что главная цель — создать условия для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны.

Нужна простая конструкция

Первая задача, которую должен решить новый закон (опять же уточним, если его примут народные избранники) — устранить проблемы с распределением полномочий между региональными и муниципальными властями.

«Законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях ее приведения в соответствие с правовой природой местного самоуправления», — сообщил Павел Крашенинников.

Добавим, что законопроект закрепляет за городскими и муниципальными округами одинаковый объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач.

Выборы и ответственность муниципалитетов

Муниципальные выборы будут единственным способом создания представительного органа территории. На портале Государственной Думы так поясняется их механизм. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае избрание главы муниципалитета осуществляется представительным органом из своего состава, либо из числа кандидатов, представленных главой региона.

Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет.

Естественно, каждый уровень власти должен заниматься своим делом. И неправильно, когда во время онлайн-встречи с губернатором звонят люди, и жалуются, что дома нет тепла, дорогу не ремонтируют, кровля — протекает. Губернатор, конечно поможет, но эти вещи находятся в ведении территорий.

«Ответственность глав муниципалитетов действительно, должна быть усилена перед жителями региона и его главой, — говорит Владимир Меркушев, член общественной палаты Югры. — Мы видим, как к губернатору автономного округа обращаются люди из территорий, с теми проблемами, которые должны решать местные власти. Очистка улиц от снега, безнадзорные животные, благоустройство-эти темы были подняты населением во время недавнего онлайн-эфира главы региона. Много вопросов всегда к сфере жилищно-коммунального комплекса. Местная власть должна прислушиваться к проблемам людей, решать их оперативно. И если критерии, по которым будет оцениваться их работа, эффективность, будут закреплена законодательно, люди от этого только выиграют».

Однако выполнять свою работу городские или поселенческие власти должны без замечаний от главы региона, у которой много своей работы. Поэтому законопроектом усиливается ответственность глав муниципальных образований перед высшим должностным лицом субъекта Федерации. Теперь глава муниципалитета может лишиться работы, если имеет место систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами главы государства. С соответствующей инициативой глава субъекта вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.

Как пишет «Российская газета», глава региона вправе вынести предупреждение, объявить выговор за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.

Если глава территории избран местными депутатами из своего состава, то его полномочия прекращаются в случае досрочного роспуска представительного органа.

Власть по новому законопроекту станет еще ближе к людям. Как сообщают центральные СМИ, соавтор Крашенинникова Андрей Клишас отметил, что проект направлен на создание гарантий благополучия людей. По словам Клишаса, за счет перераспределения полномочий реализация законопроекта позволит повысить эффективность органов местного самоуправления и укрепит их финансовую обеспеченность.

Александр Колодич, депутат Думы Югры, председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике:

«Пришло время скорректировать отдельные положения, которые определяют полномочия местной власти. Это назревший вопрос. Законопроект усиливает ответственность глав перед высшим должностным лицом. С другой стороны, появляются основания у высшего должностного лица субъекта для удаления главы в отставку за систематические недостижения отдельных показателей деятельности.

Эта, можно сказать, реформа органов местного самоуправления началась с прошлогоднего послания президента. Президент дал посыл, законодатель поработал. Законопроект исходит из конституционного принципа, при котором органы и местного самоуправления, и госвласти, не подменяя друг друга, составляют единую публичную власть».

Владимир Семенов, депутат, заместитель председателя Думы Югры:

«Проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» — это логическое продолжение, недавно принятого, федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъекте Российской Федерации».

На мой взгляд, предлагаемая конфигурация системы местного самоуправления более работоспособна, чем действующая, поскольку более практична и сводит на нет предпосылки возникновения конфликтных ситуаций, связанных с распределением полномочий среди властей разного уровня. Проект закона чётко и недвусмысленно прописывает 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления.

Ещё я бы отметил немаловажный факт — это норма выборности всех местных представительных органов власти. Формирование районных дум из числа глав и депутатов поселений просто не предусмотрено проектом закона. Народ должен иметь возможность формировать власть — и эта норма есть в проекте.

Основная часть положений законопроекта, по замыслу его авторов, вступает в силу с 1 января 2023 года, а одноуровневая организация будет вводиться в течение шести лет — до 1 января 2028 года.

Источник: ugra-news.ru

Загрузка ...