Почему в России хотят запретить дешевый импортный бензин

Российское правительство не допустит завоза на территорию страны более дешевого импортного бензина (прежде всего, европейского производства). С такой инициативой, по данным издания РБК, выступило Минэнерго, и его предложение уже активно поддержал вице-премьер Юрий Борисов, который курирует по своим должностным обязанностям данную сферу.

После резкого падения нефтяных котировок на мировом рынке и существенного сокращения спроса на автомобильное топливо из-за карантинных мер в Европе во многих странах упали цены на бензин. По оценкам агентства Reuters, стоимость импортного бензина с учетом акциза, пошлин и налогов будет ниже отечественного примерно на 6-8 тыс. рублей за тонну. И это при том, что на российских биржах стоимость отечественного топлива также неуклонно снижается.

Опасность для участников российского рынка представляют и поставки из Белоруссии, где местные НПЗ начинают активно работать на дешевой беспошлинной нефти и готовы поставлять в РФ столь же дешевый бензин.

Почему российский бензин оказывается неконкурентоспособным

Причиной такой ситуации, когда в условиях дешевеющей нефти российский бензин оказался существенно дороже импортного, эксперты связывают с так называемым демпфером. Это механизм, который заработал в России с недавних пор и направлен на сглаживание колебания цен на автомобильное топливо.

Он предполагает, что при дорожающей нефти государство выплачивает нефтяникам компенсации за выпадающие доходы при продаже топлива внутри страны, и тем самым сдерживает цены на топливо. Однако у этого механизма есть и обратная сторона: нефтяникам приходится, напротив, самим вносить платежи в бюджет при дешевеющей нефти, когда внутренний рынок становится более привлекательным.

Эти предполагаемые издержки заранее закладываются в цену, что не позволяет ее снизить при текущем состоянии рынка. К тому же величина демпферной премии не зависит от текущих цен и является постоянной. И в Минфине не намерены пока вносить корректировки в размер этих платежей, чтобы не обескровить бюджет.

Каким может быть механизм запрета поставок дешевого бензина

Эксперты считают, что это будет, скорее всего, введение заградительной таможенной пошлины на поставки импортного топлива. Предположительно, такие пошлины будут введены до сентября 2020 года, после чего, по прогнозам, цены на нефть должны пойти вверх, и отпадет необходимость в ограничении поставок импортного бензина.

Иными словами, это временная мера, которая будет закреплена соответствующим постановлением правительства. С ее помощью кабинет министров намерен поддержать отечественные НПЗ, которые оказались в критической ситуации не только из-за падения цен на нефть, но и по причине падения спроса на бензин (до 30%) в связи с карантинным режимом в стране.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...