Банки РФ не желают раскрывать причины отказов в кредитах

Российские банки высказали свое категорическое несогласие с законопроектом, который направлен в нижнюю палату парламента РФ и предлагает обязать финансовые организации раскрывать причины их отказа в выдаче кредитов населению. В Ассоциации банков России (АБР) считают, что указанные сведения относятся к коммерческой тайне, а потому не должны разглашаться.

Что предлагается в законопроекте

Законопроект, который вызвал такую острую негативную реакцию банковского сообщества, подготовлен парламентом Калмыкии. Документ вносит поправки в действующую редакцию закона «О потребительском кредите» и уже внесен на рассмотрение депутатов Госдумы в порядке законодательной инициативы. Это возможно уже в феврале.

Необходимость принятия таких поправок законодатели Калмыкии объясняют ущемлением прав потенциальных заемщиков. По действующему законодательству, кредитные организации в России вправе отказать клиенту в заключении любого кредитного договора, не объясняя причины такого решения.

Авторы законопроекта предлагают обязать банки давать «мотивированное объяснение с причинами отказа», что позволит несостоявшимся заемщикам поработать над ошибками и устранить те причины, которые и стали основанием для отказа со стороны банка. Сейчас же большинство клиентов просто понятия не имеют, что же стало причиной отказа в кредите и, соответственно, никак не могут повлиять на ситуацию с кредитованием.

Какова позиция банков

Позиция банковского сообщества изложена в письме Ассоциации банков России (АБР), которое было направлено председателю думского комитета по финансовому рынку Анатолию Аксакову. Авторы документа считают, что раскрытие причин отказа в кредите не принесет несостоявшемуся заемщику никакой пользы, а вот самой финансовой организации может навредить.

В письме АБР утверждается, что раскрывать причины отказа невозможно, поскольку это чревато раскрытием коммерческой тайны. К таковой банкиры относят используемую в конкретной кредитной организации модель оценки платежеспособности клиента.

Более того, разные банки используют разные модели оценки. Если каждый из них будет раскрывать свои мотивы, то заемщик якобы может совсем запутаться, и не будет знать, как ему дальше действовать. Кроме того, банки опасаются, что предлагаемый в законопроекте подход приведет к росту жалоб в ЦБ и даже судебных исков к банкам. А так клиенты ничего не знают – и у них нет повода судиться.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...