Чем грозит россиянам плата за выпуск банковских карт

Российские банки объявили о намерении переложить на своих клиентов некоторые дополнительные расходы. Это касается в первую очередь возможного перехода на платный выпуск банковских карт. Кроме того, финансовые организации угрожают сокращением программ лояльности для своих клиентов и введением оплаты за отдельные услуги (например, за пользование мобильными банковскими приложениями).

Почему банки угрожают подобными мерами

Причину возможных негативных изменений во взаимоотношениях банков и их клиентов сам финансовый сектор предлагает искать в антикризисных мерах Центрального банка России, принятых в связи с эпидемией коронавирусной инфекции и спровоцированными ею экономическими потрясениями.

В письме Ассоциации банков России (АБР), которое направлено в правительство, крайне негативно оценивается решение ЦБ ввести ограничения по размеру комиссии за прием платежей (эквайринг) для некоторых категорий банковский клиентов. В частности, для онлайн-ритейла и учреждений системы здравоохранения эквайринговые комиссии решением главного финансового регулятора страны существенно ограничены.

Такие комиссии для данных отраслей установлены в размере не более 1%. Для онлайн-торговли они были установлены с 15 апреля, а для медицинских услуг — с 1 июня. Действовать сниженные комиссии будут в обоих случаях по 30 сентября. В АБР подсчитали, что потери финансового сектора от подобных антикризисных мер могут составить до 10-15 млрд. рублей. Банки намерены какими-то иными способами компенсировать данные потери, если правительство не прислушается к их требованиям и не отменит ограничения по комиссиям за эквайринг.

Какие услуги могут стать платными

Банки грозятся ввести плату практически за все массовые услуги, которые в данный момент для потребителей являются бесплатными. В первую очередь говорят о том, что прекратится бесплатная выдача банковских карт – как кредитных, так и дебетовых. Кроме того, скорее всего, будет увеличена и стоимость обслуживания банковских карт.

В письме АБР говорится также и о том, что платными могут стать и мобильные банковские платежные приложения, и даже доступ к колл-центру. Еще один существенный удар может быть нанесен по программам лояльности в сторону их сокращения (например, банки могут отказаться от модных программ кэшбека).

Бизнес-модель российского рынка безналичных платежей отличается от европейской как раз тем, что для клиентов большинство услуг пока являются бесплатными. Именно это способствует стремительному росту в России безналичных платежей. В текущем году доля безналичного оборота уже достигла 65%. Если же банки выполнят свои угрозы и введут плату практически по всем ныне бесплатным услугам, то, как считают эксперты, многие пользователи просто откажутся от карт и вернутся к наличке.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...