Телекоммуникационная сфера является одной из самых важных отраслей российской экономики и постоянно развивается. По данным за 2024 год в стране было зарегистрировано 263 млн. абонентов (при численности населения около 146 млн. человек). В первом квартале 2025 года количество активных пользователей интернета достигло отметки в 130 млн. Для многих людей услуги связи становятся необходимостью: в работе и бизнесе, общении и развлечениях, при осуществлении покупок и многих других функций. Поэтому постараемся кратко осветить особенности регулирования данной сферы и наиболее важные нововведения.
Коротко об основах
Отношения между гражданами, коммерческими организациями и госорганами в области связи регулируются комплексом нормативных правовых актов. Центральное место среди них занимает Федеральный закон от 07.07.2003 года №126-ФЗ «О связи». Он адаптирован к положениям, закрепленным в Конституции РФ и в международных договорах.
Также необходимо отметить Федеральные законы №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и №248-ФЗ «О госконтроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Всего существует 9 ФЗ, непосредственно затрагивающих данную сферу.
Конкретные направления регулируются Постановлениями Правительства РФ (около 30) и нормативными актам органов исполнительной власти (около 50). Например, Приказ Мининформсвязи России от 07.02.2022 года №94 «Об утверждении требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования». Или Постановление Правительства РФ от 31.08.2021 года №1453 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услуг связи».
Особенности законодательства
Существующий комплекс нормативных правовых актов регламентирует ввод в эксплуатацию и использование коммуникационного оборудования, сетей радиочастотного спектра, а также оказание соответствующих услуг. Отечественное законодательство допускает право частной собственности на объекты инфраструктуры связи. Однако большая их часть находится в ведении федеральных, региональных и местных органов власти. Приватизация допускается только при предоставлении гарантий недопущения падения качества услуг.
Государство стремится соблюдать правовой баланс между осуществлением контроля за всеми радиочастотами/информационным трафиком и обеспечением конкуренции на данном рынке. В последние годы наметилась тенденция к перекосу в сторону контроля. Тем не менее, создание условий для развития современных технологий остается в приоритете.
Необходимо отметить, что прикладываются существенные усилия для деанонимизации пользователей. По существующим правилам абоненты обязаны предоставлять достоверную информацию о себе, а операторы связи — проверять ее. Постепенно ужесточаются требования к поведению пользователей в сети.
В то же время, законодательство гарантирует людям право на получение качественных услуг (соответствующих техрегламентам и лицензионным требованиям). Это также касается бесплатного информационного обслуживания и свободного доступа к федеральным тв-каналам и основным радиостанциям. Сохранения телефонных номеров в случае смены мобильного оператора в пределах одного региона. Обеспечения доступа инвалидов в салоны связи и почтовые отделения.
Основные изменения
Так как на Россию оказывается санкционное давление со стороны недружественных стран, а информационная сфера является одной из самых чувствительных к внешнему воздействию, государство вынуждено ужесточать регулирование. Необходимость постоянного обновления нормативной базы связана и со стремительным развитием коммуникационных технологий.
С начала 2025 года Федеральным законом от 08.08.2024 №303-ФЗ ограничена возможность оформления корпоративных сим-карт. Теперь это могут делать только физлица, которые работают у индивидуальных предпринимателей или в организациях по трудовому договору или возмездному ГПД. Иностранцы и лица без гражданства могут пользоваться ими лишь после сдачи биометрии. Введен запрет на оплату услуг связи через большинство терминалов, а возможность использования для этих целей наличных существенно ограничена.
С апреля операторы связи обязаны проверять достоверность подаваемых потенциальными клиентами данных до начала оказания услуг. Любые несоответствия должны приводить к незамедлительному прекращению обслуживания. Изменен и перечень способов проверки такой информации. Физлица могут иметь не более 20 сим-карт (иностранцы — 10) и проверять количество зарегистрированных на них номеров через портал «Госуслуги».
Федеральным законом от 01.04.2025 года №41-ФЗ регламентируется усиление борьбы с телефонными и интернет-мошенниками. Так, с начала лета сотрудникам госучреждений, банков, маркетплейсов и операторам связи запретили контактировать с пользователями по рабочим вопросам через иностранные мессенджеры. Простым гражданам теперь нельзя передавать свои сим-карты другим людям. Исключение сделано только для близких родственников. Установлены ограничения на отправку смс-сообщений абонентам во время телефонного соединения.
В августе пользователи получат инструмент для направления оператору связи отказа от получения рассылки рекламных сообщений, а в сентябре — от автоматических вызовов и спам-звонков. К началу осени должен заработать механизм оповещения абонентов (на экране телефона) о наименовании организации, с номера которой поступает звонок.
Постепенно будут устанавливаться другие ограничения и внедрятся новые технологии. Однако безопасность граждан во многом зависит от собственных навыков, внимательности и осведомленности о появляющихся тенденциях. Поэтому рекомендуем регулярно изучать предложения (тарифы) операторов связи, контролировать качество услуг и не бояться отстаивать свои права, а также следить за изменениями в законодательстве.
Юрист Назаров Александр Александрович
Подпишитесь на нас в телеграме , чтобы получать новости об изменениях в законодательстве в более удобном формате.