Защита покупателя: как работает закон, последние изменения

Этот нормативный акт один из немногих, который не имеет прилагательного «федеральный». Это связано с тем, что принимался он еще до появления Российской Федерации – во времена РСФСР, а именно в 1992 году.

Суть закона

Смысл и сущность любого правового акта продиктованы временем и особенностями конкретного общества. В частности, после развала советской экономической модели активно стали появляться частные предприятия и коммерческий бизнес. Государство должно было хоть как-то сформировать свою позицию относительно частного экономического сектора.

Основная суть данного закона – услуга или работа должны выполнятся качественно и в срок. Закон стремился защитить интересы простого обывателя, расценивая его как менее экономически обеспеченную сторону регулируемого правоотношения.

Также закон раскрывал суть сторон и ограничивал честных предпринимателей от негативно настроенных клиентов.

Закон «О защите прав потребителей» и современность

До сих пор не отменен закон РФ «О защите прав потребителей». Практически ежегодно в него вносятся поправки. Он дорабатывается на основании тех изменений, которые касаются экономических моделей современности.

Последние коррективы на момент написания статьи датируются мартом 2019 года. Закон продолжает содержать актуальные нормы, которые влияют на построение общественной жизни. К таким относятся:

  • ответственность сторон;
  • специфика сроков;
  • процесс разрешения споров между сторонами договора;
  • требования к предоставляемой информации;
  • права и обязанности сторон.

Изменения касаются тех норм, которые связаны с введением в оборот новых технологий. Особенно популярны с развитием интернета соответствующие магазины. Финансовая пропускная способность таких сайтов не уступает финансовым показателям стандартного магазина. Но при этом покупатель приобретает «кота в мешке» и должен знать, кому и как предъявлять претензии и вернуть товар ненадлежащего качества. В 1992 году об этих вопросах никто не задумывался, а значит в принятии этих норм не было никакого смысла.

Изложение обновленного законодательства о Защите прав простого населения при приобретении товаров, выполнении услуг или работ в настоящее время неактуально. Суть большинства нормативов не изменится в силу логического построения общественных отношений.

Применение нормативного акта

Область применения данного закона очень широка. Каждый дееспособный гражданин является потребителем тех или иных товаров и услуг. Ежедневно заключаются договоры. По ним производится оплата. Ставятся сроки выполнения каждого из видов работ. Формируются сделки купли-продажи определенных товаров. Таким образом, практика применения норм данного акта не знает прецедентов. Даже несмотря на то, что всего в законе 46 полноценных статей.

Стоит также отметить широкую судебную практику, которая включает в себя множество решений по возникшим спорам за 27 лет существования. Есть многочисленные позиции Верховного Суда по конкретным делам.

Участники правоотношений

Чтобы стать полноценным участником правоотношений по защите прав потребителей, должны быть представлены стороны:

  • непосредственный потребитель – тот, кто приобрел товар, заказал услугу или выполнение работы без намерения коммерческой выгоды (то есть без цели перепродать, а именно самостоятельно эксплуатировать);
  • продавец, исполнитель, изготовитель – стороны предпринимательского свойства, которые за финансовое вознаграждение выполнили некоммерческое желание потребителя.

Правоотношения возникают, если последние участники нарушают право потребителя на:

  • качество товара;
  • сохранение его эксплуатационных свойств в течение установленного срока,
  • безопасность при эксплуатации;
  • информационную осведомленность.

Покупатель

Правоприменение производится на основании мирового соглашения между участниками спора или императивного решения судебных органов. К процедуре проверки деятельности могут быть подключены такие органы исполнительной власти, как прокуратура, Роспотребнадзор, иные органы в зависимости от обстоятельств спора.

Пострадавший может добиваться своего как самостоятельно, так и через представителя.

Этот закон является одним из самых распространенных с точки зрения простого человека. Не обязательно досконально его знать. Но основные положения, которые касаются прав потребителя, рекомендуется прочитать всем. В каждой точке продаж или офисе должен быть текст этого нормативного акта.

Юрист Репина Анастасия Юрьевна.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...