Закон РФ об образовании

Описываемый в статье нормативный акт был принят в конце 2012 года. Конституцией гарантировано право каждого гражданина на получение образования. Ныне действующий нормативный акт далеко не первый. Но он серьезно вносил коррективы под современную модель уклада жизни.

Суть закона

Закон РФ «Об образовании» раскрывает суть участия государства в вопросе получения детьми среднего, среднего специального и высшего образования. Раскрывает такое понятие, как дополнительное образование, устанавливает правовые основы деятельности учебных заведений государственного характера.

Закон регламентирует правовые, экономические и организационные аспекты осуществления процесса обучения. Сложно выделить, какие конкретно цели являются приоритетными. Закон стремится отграничивать вопросы, которые касаются организации, от самого процесса образования.

Особенности правоотношений в сфере образования

Участники правоотношений:

  • обучающийся – субъект, получающий образование;
  • педагогический работник – человек, который связан с учебным заведением рабочим контрактом;
  • образовательное учреждение (школа, вуз, техникум и так далее);
  • законные представители обучающихся (родители, опекуны).

Сфера регламентации широка. Под действием закона находятся отношения миллионов субъектов. Подготовить законопроект, который способен будет их отрегулировать единым документом, довольно трудно. Именно поэтому за недолгие 7 лет существования данного акта в него было внесено 57 поправок и дополнений. Последняя редакция произошла в июне 2019 года. Это говорит о том, что механизм реализации не был тщательно продуман. Закон вышел довольно сырой. К настоящему времени нельзя говорить о достаточной степени проработанности правового регулирования вопросов образования.

Основные положительные моменты правового акта

В тексте содержатся нормы, на основании которых дети с ограниченными возможностями смогут получить среднее образование наравне со своими сверстниками.

В акте законотворчества прописаны правила, которые регулируют вопросы организации питания детей в процессе обучения, тонкости обеспечения школ и иных учебных заведений необходимой техникой, литературой, мебелью.

Раскрываются вопросы обязательного воспитания молодежи в рамках прохождения обучения. Отдельно зафиксированы положения относительно стипендий для лучших студентов бюджетных отделений вузов.

Задеты вопросы прав и обязанностей обучающихся и их законных представителей.

Изложен процесс принятия ученика в школу и процесс его исключения.

Рассмотрены:

  • дошкольное образование;
  • меры, позволяющие детям обучаться, если они находятся в местах лишения свободы;
  • дополнительное обучение для взрослых и детей;
  • процесс подготовки и аттестации педагогов;
  • принципы реализации государственной системы организации обучения;
  • иные вопросы.

Отдельно рассмотрены нюансы обязанности государства по отношению к участникам правоотношений в области предоставления обучения. Происходит это за счет государственных гарантий. Это означает, что государство в рамках компетенции предоставляет материальные и нематериальные блага для саморазвития личности в рамках стандартов международного и внутригосударственного образца. То есть в бюджетной части осуществляется открытие школ, их снабжение, выплаты заработной платы учителям, иным сотрудникам учебного заведения, а также постановка конкретных задач стандартизированной системы обучения в соответствии с государственными программами.

Образование

Право на образование

Данное право предоставлено Конституцией Российской Федерации от 1993 года. В то же самое время оно не является классическим проявлением права для юриспруденции, так как оно должно иметь две стороны выбора.

В отношении профессиональной подготовки подобная схема действительна. После окончания школьной программы человек имеет право продолжать обучение в специализированных учебных заведениях или жить в соответствии с собственным мировоззрением без получения профессионального образования.

Для общего образования, получаемого в средней школе, такой принцип ограничен, поскольку это обязанность, исполнение которой возложено изначально на родителей, а затем и на педагогический персонал.

Юрист Репина Анастасия Юрьевна.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...