Закон о валютном регулировании и валютном контроле

Валютная и монетарная политика подчинена строгим экономическим законам и должна производиться в рамках контроля со стороны государства. Однако ее эффективность непосредственно зависит от особенностей ее нормативного регулирования. Если государственный контроль валютных операций слишком жесткий, то это способствует развитию теневой сферы экономики и формированию альтернативного валютного курса, отличного от официально установленного. Если методы надзора, напротив, являются недостаточными, то это подстегивает спекулятивные ожидания.

В этой связи правовые нормы, регулирующие валютный контроль, должны быть гибкими и эффективными, к чему и стремится действующее российское законодательство в этой сфере.

Общие положения и содержание закона

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ был принят 10 декабря 2003 года. Задачами данного нормативного документа является следующее:

  • реализация государственной политики в сфере валютного регулирования;
  • развитие внутреннего валютного рынка;
  • приведение к международным стандартам, принятым в рамках межгосударственных договоренностей.

Рассматриваемый нормативный документ разделен на 5 глав, в состав которых входит 28 статей.

  1. Общие положения.

1 глава дает определение значимым терминам и понятиям, используемым в федеральном законе, в том числе «валюта», «валютный контроль», «валютные операции» «резиденты», «нерезиденты» и так далее. Кроме этого, статья 3 декларирует следующие принципы его осуществления:

  • приоритет экономических, рыночных мер;
  • невозможность излишнего государственного контроля осуществления операций с валютой;
  • единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • защита государством законных прав и интересов, в том числе экономического характера как резидентов, так и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций.
  1. Валютное регулирование.

Статья 5 закона возлагает соответствующие полномочия на Правительство и Центральный Банк РФ.

Ст. 9-10 содержат исчерпывающий список того, какие операции с валютой могут совершаться резидентами и нерезидентами соответственно.

  1. Репатриация валюты.

Статья 19 ФЗ определяет методы репатриации (возврата) денежных средств при совершении внешнеторговых сделок гражданами РФ.

В частности, установлено, что денежные средства, которые были выделены на приобретение тех или иных товаров или услуг у заграничных поставщиков, должны быть в обязательном порядке возвращены в РФ в определенные сроки, установленные законодательно.

  1. Валютный контроль.

Статья 22 определяет, что валютный надзор осуществляется Правительством РФ, уполномоченными государственными органами и агентами. Под последними следует понимать профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также госкорпорацию «ВЭБ.РФ».

Ведущим контрольным органом выступает Центробанк. Силами его специалистов устанавливаются формы отчетности по транзакциям и порядок ее предоставления. В обязанности регулятора также входит сбор соответствующей статистической информации.

Права и обязанности граждан РФ и нерезидентов, а также органов, осуществляющих валютный надзор, прописаны в ст. 23-24. Статьей 25 предусматриваются меры ответственности за неисполнение соответствующих требований законодательства.

Последняя 5 глава содержит в себе заключительные положения нормативного документа и состоит из 3 статей (26-28).

Валюта

Эволюция закона

Исходя из тех изменений, которые вносились в закон на протяжении всего периода его действия, можно сделать определенный вывод о тенденциях к некоторой либерализации валютного регулирования в нашей стране и снижении нагрузки на резидентов и на нерезидентов.

В частности, в середине 2017 года вышла Инструкция Банка России о том, что с 3 марта 2018 года более нет обязанности по составлению паспорта сделки. Данный документ, содержащий все определяющие сведения по соответствующим операциям между гражданами РФ и нерезидентами, был необходим для обязательного предоставления на изучение органам валютного надзора.

Кроме этого, произошел отказ от ряда методов денежного регулирования, которые применялись ранее. Так, более не действуют ст. 16-18 рассматриваемого ФЗ, которые их и устанавливали.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Подписывайтесь на нас во Вконтакте, Одноклассниках, Дзене и Телеграме, чтобы оперативно получать новости об изменениях в законодательстве.

Загрузка ...