Существование любого правового государства немыслимо без развитой системы органов внутренних дел. Деятельность полиции, равно как и иных силовых ведомств, имеет особый, специфический характер, направленный на обеспечение законности и правопорядка. Особый статус органов внутренних дел, связанный с тем, что они, по большей части, используют механизмы государственного принуждения, требует специального правового регулирования их деятельности. В России полиция осуществляет свои задачи в рамках такого нормативного акта, как закон РФ «О полиции».
Основные положения закона и его отличия от предшествующего нормативного акта
После распада СССР на территории нашей страны длительное время действовало союзное, советское законодательство. Это тормозило развитие экономики и новых демократических общественных институтов. В этой связи все 90-е годы и начало 00-х было временем активного законотворчества.
Однако два десятилетия российские органы внутренних дел осуществляли свою деятельность в рамках старого закона РСФСР от 18.04.1991 года №1026-1 «О милиции». Но под влиянием общественного запроса был разработан и принят ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 года №3-ФЗ.
Разобрать содержание данного нормативного акта логичнее всего в сравнении с его «предшественником».
В наибольшей степени изменение проявляется в смене названия государственного ведомства. Слово «полиция» является более корректным в лексическом значении и соответствует названию служб в подавляющем большинстве государств мира.
Ст. 4 рассматриваемого нормативного акта прямо указывает, что органы внутренних дел являются частью федеральной структуры исполнительной власти, а ее системообразующие структурные подразделения находятся в ведении президента РФ.
Принципы деятельности полиции также претерпели некие изменения. Статья 9 федерального закона «О полиции» предусматривает ранее неизвестный принцип общественного доверия и поддержки граждан. В этой связи в ведомстве проводятся регулярные опросы населения и иные формы мониторинга общественного мнения о деятельности сотрудников МВД.
Глава 3 рассматриваемого закона определяет обязанности и права полиции. Так, в числе последних следует выделить:
- составление протоколов и постановлений о привлечении граждан к административной ответственности;
- осуществление следственных действий в рамках УПК;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Задачами полиции перестали быть:
- организация служб медвытрезвителей;
- техосмотры ТС;
- розыск должников по исполнительным производствам.
Главы 4 и 5 регламентируют порядок применения отдельных мер государственного принуждения, а также специальных средств, в том числе и силового воздействия. Статья 22 рассматриваемого закона содержит прямой запрет на использование спецсредств по отношению к следующим лицам:
- малолетним;
- беременным женщинам;
- инвалидам;
- участникам мирных уличных акций.
Значительная часть закона регулирует особенности прохождения службы в органах внутренних дел. Так, главы 6-9 определяют его порядок, правовое положение полицейских, а также меры социальной защиты сотрудников.
Важной особенностью является обязательная аттестация полицейских, проводимая один раз в 4 года. Она направлена на определение соответствия гражданина к службе в органах внутренних дел.
Глава 9 определяет порядок финансирования полиции. Установлено, что денежные средства для обеспечения ее деятельности полностью поступают из федерального бюджета, тогда как ранее милиция содержалась за счет бюджетов субъектов и муниципалитетов.
10 глава предусматривает возможность осуществления надзора со стороны судебных органов и прокуратуры, а ст. 53 вводит право на обжалование действий (бездействия) полицейских, в том числе и в порядке подчиненности.
Знания основных положений рассматриваемого закона необходимо как самим сотрудникам полиции (для них это является обязанностью), так и всем гражданам, поскольку взаимодействовать с представителями органов внутренних дел приходится каждому.
Возможные изменения законодательства
В период действия рассматриваемого нормативного акта регулярно осуществлялись попытки внесения изменений в закон, направленных на расширение полномочий полицейских. Так, в 2015 году был представлен законопроект о введении «презумпции доверия». Кроме этого, предлагалось сократить перечень лиц, в отношении которых полицейские не могут применять специальные средства, оставив в нем лишь беременных женщин. Все эти и иные неоднозначные законотворческие инициативы не нашли поддержки как в экспертном сообществе, так и в среде большинства парламентариев, что, впрочем, не исключает принятия части из них в будущем.
Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.
Подписывайтесь на нас во Вконтакте, Одноклассниках, Дзене и Телеграме, чтобы оперативно получать новости об изменениях в законодательстве.