Деятельность полиции: права и обязанности, особый статус

Существование любого правового государства немыслимо без развитой системы органов внутренних дел. Деятельность полиции, равно как и иных силовых ведомств, имеет особый, специфический характер, направленный на обеспечение законности и правопорядка. Особый статус органов внутренних дел, связанный с тем, что они, по большей части, используют механизмы государственного принуждения, требует специального правового регулирования их деятельности. В России полиция осуществляет свои задачи в рамках такого нормативного акта, как закон РФ «О полиции».

Основные положения закона и его отличия от предшествующего нормативного акта

После распада СССР на территории нашей страны длительное время действовало союзное, советское законодательство. Это тормозило развитие экономики и новых демократических общественных институтов. В этой связи все 90-е годы и начало 00-х было временем активного законотворчества.

Однако два десятилетия российские органы внутренних дел осуществляли свою деятельность в рамках старого закона РСФСР от 18.04.1991 года №1026-1 «О милиции». Но под влиянием общественного запроса был разработан и принят ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 года №3-ФЗ.

Разобрать содержание данного нормативного акта логичнее всего в сравнении с его «предшественником».

В наибольшей степени изменение проявляется в смене названия государственного ведомства. Слово «полиция» является более корректным в лексическом значении и соответствует названию служб в подавляющем большинстве государств мира.

Ст. 4 рассматриваемого нормативного акта прямо указывает, что органы внутренних дел являются частью федеральной структуры исполнительной власти, а ее системообразующие структурные подразделения находятся в ведении президента РФ.

Принципы деятельности полиции также претерпели некие изменения. Статья 9 федерального закона «О полиции» предусматривает ранее неизвестный принцип общественного доверия и поддержки граждан. В этой связи в ведомстве проводятся регулярные опросы населения и иные формы мониторинга общественного мнения о деятельности сотрудников МВД.

Глава 3 рассматриваемого закона определяет обязанности и права полиции. Так, в числе последних следует выделить:

  • составление протоколов и постановлений о привлечении граждан к административной ответственности;
  • осуществление следственных действий в рамках УПК;
  • осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Задачами полиции перестали быть:

  • организация служб медвытрезвителей;
  • техосмотры ТС;
  • розыск должников по исполнительным производствам.

Главы 4 и 5 регламентируют порядок применения отдельных мер государственного принуждения, а также специальных средств, в том числе и силового воздействия. Статья 22 рассматриваемого закона содержит прямой запрет на использование спецсредств по отношению к следующим лицам:

  • малолетним;
  • беременным женщинам;
  • инвалидам;
  • участникам мирных уличных акций.

Значительная часть закона регулирует особенности прохождения службы в органах внутренних дел. Так, главы 6-9 определяют его порядок, правовое положение полицейских, а также меры социальной защиты сотрудников.

Важной особенностью является обязательная аттестация полицейских, проводимая один раз в 4 года. Она направлена на определение соответствия гражданина к службе в органах внутренних дел.

Глава 9 определяет порядок финансирования полиции. Установлено, что денежные средства для обеспечения ее деятельности полностью поступают из федерального бюджета, тогда как ранее милиция содержалась за счет бюджетов субъектов и муниципалитетов.

10 глава предусматривает возможность осуществления надзора со стороны судебных органов и прокуратуры, а ст. 53 вводит право на обжалование действий (бездействия) полицейских, в том числе и в порядке подчиненности.

Знания основных положений рассматриваемого закона необходимо как самим сотрудникам полиции (для них это является обязанностью), так и всем гражданам, поскольку взаимодействовать с представителями органов внутренних дел приходится каждому.

Полиция

Возможные изменения законодательства

В период действия рассматриваемого нормативного акта регулярно осуществлялись попытки внесения изменений в закон, направленных на расширение полномочий полицейских. Так, в 2015 году был представлен законопроект о введении «презумпции доверия». Кроме этого, предлагалось сократить перечень лиц, в отношении которых полицейские не могут применять специальные средства, оставив в нем лишь беременных женщин. Все эти и иные неоднозначные законотворческие инициативы не нашли поддержки как в экспертном сообществе, так и в среде большинства парламентариев, что, впрочем, не исключает принятия части из них в будущем.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...