Федеральный закон о рекламе

Покупатели легко определяют товары и услуги благодаря их умелому продвижению в интернете и по телевидению. Рекламные ролики быстро надоедают, но продукция узнается с первых минут показа объявления. Федеральный закон «О рекламе» (ФЗ №38) установил, как нужно подавать информацию аудитории.

Содержание акта

Правовой акт регулирует отношения в сфере рекламы в России. Он устанавливает запреты на некорректное сравнение с другими товарами, нанесение удара по репутации конкурентов. Также не допускается продвижение одного товара под видом другого, имеющего сходный знак обслуживания.

Рекламные приемы умело применяются в маркетинге. Компании гордо сообщают о снижении цены, бесплатной доставке и гарантиях. Покупатель хочет купить товар или услугу, но вдруг узнает, что все не так радужно.

Продавец не должен искажать сведения о цене товара, наличия деклараций соответствия, сроках годности и службы, условиях доставки и гарантийном сервисе (ст. 5 ФЗ №38). Также не допускается утверждать, что рекламируемый товар лучше, чем аналогичное предложение конкурентов.

Не все объявления входят в сферу действия закона. Правила не распространяются на политическую агитацию, аналитические данные, объявления частных лиц, сообщения органов государственной власти, элементы оформления на упаковке товара. Также не считается рекламой упоминание о товаре, гармонично вплетенное в литературное произведение.

Какие возможности дает

Правовой акт способствует развитию честной конкуренции и устанавливает право потребителей узнавать достоверную информацию о товарах и услугах. Он способствует распространению социальной рекламы. ФЗ №38 передал местным органам власти следующие полномочия:

  • планирование размещения рекламных щитов, баннеров на земельных участках, дорогах и других местах;
  • утверждение срока действия контрактов на использование конструкций;
  • основания аннулирования рекламы;
  • установление прав и обязанностей сторон контракта.

Граждане, юридические лица, органы государственной власти имеют право защищать свои интересы, если рекламное объявление их нарушает. Для этого подается жалоба в антимонопольный орган или исковое заявление в суд. Специалисты управления ФАС могут возбудить дело, если заметят нарушения.

Компании и предприниматели обязаны предоставить контролирующему органу информацию для проверки. Если выяснится, что реклама является ненадлежащей, выдается предписание о запрете ее распространения.

Как избежать штрафов, рекламируя продукцию

Правила ФЗ №38 обязательны для соблюдения, но компании зачастую стараются их обойти. Так, в рекламе недопустимо использовать иностранные выражения и слова. Не все граждане знают, что такое sale, new, discount. Поэтому их нужно обязательно транслировать на русский язык. Исключением являются фразы, которые прочно вошли в обиход, например open-air.

Следует получить согласие абонента на получение рекламной рассылки по электронной почте, на мобильный телефон. Разрешение должно иметь отношение к определенному рекламодателю и выражаться явно.

В практике есть очень интересные примеры борьбы между конкурентами. Известному мобильному оператору МТС не понравилось утверждение соперника Tele2 «Всегда дешевле». Суд признал рекламу недобросовестной.

Многие помнят гордое утверждение, что Fairy лучше всех удаляет жир. Комиссия ФАС признала эту фразу некорректной, пояснив, что кроме скорости есть и другие критерии отмывания жира.

Реклама

Изменения в законе

Покупатели не всегда могут разобраться в специфике услуги или свойствах товара. Например, по телевизору показывают заманчивые объявления о продаже недвижимости на стадии строительства. Люди спешат заключить сделку и оказываются обманутыми. Узнают, что застройщик не оформил документы и права на землю, а ведь в объявлении об этом ни слова. Поэтому в 2017 году внесены изменения в закон и дополнен перечень ситуаций, когда реклама недвижимости запрещена:

  • не зарегистрировано право субаренды на участок для застройки;
  • отсутствует заключение государственного контролирующего органа о соответствии застройщика требованиям ФЗ «Об участи в долевом строительстве».

Объявления по привлечению в долевое строительство должны содержать сведения о месте размещения проектной декларации и названии застройщика. Ранее достаточно было указать место и способ получения информации.

Рекламные приемы не должны нарушать требования закона, иначе компании придется убрать объявление и заплатить штраф. Только в случае малозначительного нарушения предприниматели освобождаются от наказания.

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...