Кассовые аппараты: основные требования, преимущества

Контрольно-кассовая техника – система устройств, используемых для фиксирования расчетов с целью защиты прав потребителей, правильного учета расходов/доходов, а также подготовки чека как доказательства совершения покупки в конкретной точке продажи. Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники был принят 22 мая 2003 года (далее – ФЗ №54).

Основные положения

Закон строго ограничивает список устройств, которые могут быть использованы в расчетных процедурах. Но перед применением аппаратуры предстоит зарегистрировать ее и присвоить индивидуальный номер.

Могут быть использованы только те устройства, которые наделены функцией изготовления платежной квитанции. Чек может быть бумажным или же электронным. Последний направляется на электронную почту человека, мобильный телефон сообщением или другим способом, избранным клиентом.

Например, при пользовании услугами городского транспорта кондуктор предоставляет пассажиру билет (как подтверждение платежной квитанции).

Существенные изменения закона

К списку основных изменений, внесенных в нормативно-правовой акт за время действия, относятся:

  • добавлена информация о том, что контрольно-кассовая техника должна быть использована компаниями, оказывающими услуги охраны, безопасности, образования, а также в сфере ресурсного обеспечения основными коммунальными сервисами;
  • при возврате ранее уплаченного аванса физическим лицам дистрибьютор обязан сообщить об этом в Налоговую службу на протяжении десяти дней (ранее этот срок составлял сутки);
  • в статьи, регулирующие аренду недвижимости на основании договора коммерческого найма, добавлено упоминание о том, что сдача во временное пользование парковочного места или гаража также обязывает собственника применять контрольно-кассовую технику;
  • статья 1.1 дополнена упоминанием о том, что такое расчеты (в список входит внесение аванса или предоплаты, возврат предварительной оплаты, погашение займов, оформление договора залога, оказание встречных услуг за ранее приобретенные товары).

Когда применение контрольно-кассовой техники необязательно

Статья 2 ФЗ №54 предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица могут не использовать автоматические расчетные устройства при следующих видах торговой деятельности:

  • распространение журналов, газет, информационных источников на других носителях;
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение обедом работников на предприятиях, а также учащихся в образовательных учреждениях;
  • розничная торговля на рынках, ярмарках, киосках;
  • продажа товара предприятиями на вынос (с доставкой на дом);
  • оплата на розлив напитков (алкогольных, безалкогольных);
  • деятельность в пунктах приема металлолома, стеклотары, макулатуры;
  • предоставление услуг по ремонту ключей, обуви, металлических изделий;
  • оказание услуг няни, сиделки;
  • помощь по огороду и при заготовке дров;
  • работа носильщиком на вокзалах.

В таком случае должна быть расшифровка цен, то есть наличие общих тарифов и универсальная формула расчета затрат клиентов.

Преимущества и недостатки

Принятие закона об использовании контрольно-кассовой аппаратуры предусматривает следующие преимущества:

  • клиент получает подтверждение перевода денег, что дает основания для возврата ранее внесенных средств;
  • автоматический контроль прибыли компании, а также расходов, связанных с возвратом денежных средств;
  • есть список видов занятости, при которых необязательно использование специального оборудования;
  • допускается изготовление разных видов квитанций.

Кассовые аппараты

Среди недостатков – бюрократические сложности для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Перед вводом в эксплуатацию оборудования необходимо получить ряд разрешений, пройти регистрацию и подтвердить техническим обслуживанием исправность аппарата.

Согласно ФЗ №54 контрольную деятельность осуществляет Федеральная налоговая служба. Для полноценного и качественного исполнения поставленных задач ФНС может проводить плановые/внеплановые проверки, запрашивать отчеты, проверять документацию, изымать кассовую аппаратуру на проверку, запрашивать пояснения должностных лиц. Дополнительно в своей работе налоговая служба сотрудничает с другими организациями, например, ОВД, ФСБ, государственными и муниципальными органами. Также со своей стороны ФНС обязаны предоставлять индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам разъяснения законодательства в сфере применения контрольно-кассовой техники, а также знакомить с правками в законе во избежание нарушений со стороны коммерческих фирм.

Юрист Ревенко Марина Геннадьевна.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...