Федеральный закон о некоммерческих организациях начал действовать 12 января 1996 года (далее – ФЗ №7). Цель принятия нормативно-правового акта – создание единой базы регулирования правоотношений в сфере деятельности некоммерческих объединений граждан, определение единых условий формирования таких организаций, а также установление принципов государственной поддержки. Распространяется действие ФЗ №7 только на те организации, которые созданы и действуют на территории России.
Общие положения
Под некоммерческими организациями принято понимать все официальные объединения физических и юридических лиц, главная цель которых не связана с получением прибыли, то есть участники объединения не делят между собой доходы, полученные от результатов работы организации. Такие формирования могут создаваться для достижения задач в следующих сферах общественной деятельности:
- благотворительная (сбор средств для оказания целевой помощи людям/категориям людей, нуждающимся в дополнительной поддержке);
- спортивная (кружки для занятий школьников);
- научная (ведение дополнительных научных курсов);
- здравоохранительная (формирование союза докторов, оказывающих услуги консультирования населения, например, в горячих точках или малонаселенных районах);
- социальная (добровольное оказание поддержки лицам с ограниченными возможностями);
- управленческая (территориальная община);
- духовная (формирование религиозного культа любого верования);
- юридическая (бесплатное консультирование, правовая поддержка при решении конфликтов, сопровождение юридических споров).
В зависимости от целей создания некоммерческой компании она может быть представлена в форме фонда, союза, объединения, общества, религиозной организации, некоммерческих учреждений.
Такие формирования могут принимать активное участие в политической жизни страны и отдельного населенного пункта. Это делается в форме организации мирных митингов, собраний, акций, а также путем оформления официальных обращений к муниципальным/государственным органам власти.
Эволюция закона
К самым существенным изменения относятся следующие (список сформирован от более свежих к старым правкам):
- содержание закона не распространяется на объединения собственников недвижимости, поскольку их деятельность регулируется Жилищным кодексом России;
- задачи и цели теперь не могут стать причиной отказа в регистрации общества, отказ возможен только в случае, когда содержание уставных документов противоречит Конституции и другим законам Российской Федерации;
- иностранные некоммерческие компании обязаны на протяжении семи дней уведомить контролирующие органы об адресе расположения (ранее этот срок составлял 20 дней);
- статьи, связанные с деятельностью благотворительных компаний, дополнены новым определением – волонтеры, то есть лица, которые безвозмездно оказывают разные виды поддержки;
- нормы, связанные с информированием о деятельности компаний, дополнены упоминанием о сети интернет, а также необходимости освещения работы формирования путем предоставления данных в общий доступ (кроме информации, содержащей тайну).
Формирование объединения
Для создания новой организации достаточно наличие одного учредителя, который соберет необходимые документы и направит их в муниципалитет города для получения разрешения на формирование объединения.
Организация может начинать полноценную работу только после регистрации в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
При этом необходимо подготовить следующие документы:
- заявление учредителя;
- три экземпляра учредительных документов;
- решение о формировании организации;
- решение о создании коллегиального органа управления;
- копии паспортов учредителей;
- чек об оплате госпошлины;
- справка, подтверждающая адрес расположения компании.
Заявление рассматривается на протяжении одного календарного месяца, по результатам чего заявитель (учредитель или его представитель) получает официальное уведомление с разрешением или отказом.
При отказе обязательно указываются причины, и это не исключает возможности повторной подачи обращения.
Что касается реорганизации, то она возможна только по обоюдному решению учредителей и управленческого органа. Ликвидация же происходит по решению учредителей добровольно или принудительно на основании решения муниципалитета. Данные о реорганизации и ликвидации вносятся в ЕГРЮЛ.
Юрист Ревенко Марина Геннадьевна.
Подписывайтесь на нас во Вконтакте, Одноклассниках, Дзене и Телеграме, чтобы оперативно получать новости об изменениях в законодательстве.