Федеральный закон о некоммерческих организациях

Федеральный закон о некоммерческих организациях начал действовать 12 января 1996 года (далее – ФЗ №7). Цель принятия нормативно-правового акта – создание единой базы регулирования правоотношений в сфере деятельности некоммерческих объединений граждан, определение единых условий формирования таких организаций, а также установление принципов государственной поддержки. Распространяется действие ФЗ №7 только на те организации, которые созданы и действуют на территории России.

Общие положения

Под некоммерческими организациями принято понимать все официальные объединения физических и юридических лиц, главная цель которых не связана с получением прибыли, то есть участники объединения не делят между собой доходы, полученные от результатов работы организации. Такие формирования могут создаваться для достижения задач в следующих сферах общественной деятельности:

  • благотворительная (сбор средств для оказания целевой помощи людям/категориям людей, нуждающимся в дополнительной поддержке);
  • спортивная (кружки для занятий школьников);
  • научная (ведение дополнительных научных курсов);
  • здравоохранительная (формирование союза докторов, оказывающих услуги консультирования населения, например, в горячих точках или малонаселенных районах);
  • социальная (добровольное оказание поддержки лицам с ограниченными возможностями);
  • управленческая (территориальная община);
  • духовная (формирование религиозного культа любого верования);
  • юридическая (бесплатное консультирование, правовая поддержка при решении конфликтов, сопровождение юридических споров).

В зависимости от целей создания некоммерческой компании она может быть представлена в форме фонда, союза, объединения, общества, религиозной организации, некоммерческих учреждений.

Такие формирования могут принимать активное участие в политической жизни страны и отдельного населенного пункта. Это делается в форме организации мирных митингов, собраний, акций, а также путем оформления официальных обращений к муниципальным/государственным органам власти.

Эволюция закона

К самым существенным изменения относятся следующие (список сформирован от более свежих к старым правкам):

  • содержание закона не распространяется на объединения собственников недвижимости, поскольку их деятельность регулируется Жилищным кодексом России;
  • задачи и цели теперь не могут стать причиной отказа в регистрации общества, отказ возможен только в случае, когда содержание уставных документов противоречит Конституции и другим законам Российской Федерации;
  • иностранные некоммерческие компании обязаны на протяжении семи дней уведомить контролирующие органы об адресе расположения (ранее этот срок составлял 20 дней);
  • статьи, связанные с деятельностью благотворительных компаний, дополнены новым определением – волонтеры, то есть лица, которые безвозмездно оказывают разные виды поддержки;
  • нормы, связанные с информированием о деятельности компаний, дополнены упоминанием о сети интернет, а также необходимости освещения работы формирования путем предоставления данных в общий доступ (кроме информации, содержащей тайну).

Формирование объединения

Для создания новой организации достаточно наличие одного учредителя, который соберет необходимые документы и направит их в муниципалитет города для получения разрешения на формирование объединения.

Организация может начинать полноценную работу только после регистрации в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Некоммерческая организация

При этом необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление учредителя;
  • три экземпляра учредительных документов;
  • решение о формировании организации;
  • решение о создании коллегиального органа управления;
  • копии паспортов учредителей;
  • чек об оплате госпошлины;
  • справка, подтверждающая адрес расположения компании.

Заявление рассматривается на протяжении одного календарного месяца, по результатам чего заявитель (учредитель или его представитель) получает официальное уведомление с разрешением или отказом.

При отказе обязательно указываются причины, и это не исключает возможности повторной подачи обращения.

Что касается реорганизации, то она возможна только по обоюдному решению учредителей и управленческого органа. Ликвидация же происходит по решению учредителей добровольно или принудительно на основании решения муниципалитета. Данные о реорганизации и ликвидации вносятся в ЕГРЮЛ.

Юрист Ревенко Марина Геннадьевна.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...