СМИ: как контролируются, права и свободы

Отсутствие цензуры в средствах массовой информации является важным признаком правового и демократического государства.

Длительное время в Советском Союзе на официальном уровне существовали жесткие ограничения, связанные с размещением информации в прессе и на телевидении. Цензура была частью внутренней государственной политики. Представителям средств массовой информации требовалось согласование характера публикаций или содержания эфира с партийными, государственными органами, осуществлявшими данную форму контроля.

Суть закона

В конце 80-х годов, на волне демократических преобразований в Союзе ССР, цензура в государстве была отменена. Отныне СМИ были полностью свободны в том, какого характера материалы они вправе публиковать. Однако во многих случаях это приводило к злоупотреблению свободой средств массовой информации, что потребовало от государства законодательного регулирования данного вопроса. Это привело к тому, что в 1991 году был принят закон РФ о СМИ (о средствах массовой информации).

Закон РФ от 27.12. 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» был принят на следующий день после распада СССР, в непростое для нашей страны время. Однако он открывал большие возможности для выражения свободы слова и мысли, что по тем временам являлось беспрецедентным. Основное же назначение рассматриваемого акта – нормативное регулирование правоотношений, возникающих между государством, гражданами и СМИ в рамках осуществления профессиональной деятельности последними.

Содержание по главам

Закон структурно состоит из 7 глав, в которые объединены 62 статьи. Вкратце разберем их.

  1. Общие положения.

Глава 1 устанавливает общие положения, относящиеся к предмету регулирования рассматриваемого нормативного акта. Так, ст. 1 декларирует и гарантирует свободу информации, а ст. 3 устанавливает недопустимость цензуры в стране. В то же время 4 статья не допускает злоупотребления правом свободы информации и приводит перечень того, сведения какого рода не подлежат общедоступному распространению.

  1. Организационные вопросы.

Глава 2 определяет порядок регистрации СМИ (ст. 8-14), основания для прекращения или приостановки их деятельности (ст. 16). Кроме этого, устанавливаются иные организационные моменты, связанные с конкретизацией правового статуса учредителя, издателя, редакции и т. п.

  1. Распространение массовой информации.

Третьей главой определен порядок распространения массовой информации. Кроме этого, ст. 31 устанавливает, что для осуществления телевизионного или радиовещания требуется лицензия. Отдельные нормы регулируют порядок ее получения, переоформления, продления, а также основания для ее аннулирования. Кроме этого, прописано право СМИ осуществлять показы передач эротического содержания. Однако для этого предусмотрены временные рамки – с 23 часов вечера и до 4 часов утра.

  1. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

Статьей 39 установлено право СМИ осуществлять запросы о деятельности госорганов и должностных лиц. В свою очередь последние обязаны предоставить необходимые сведения, если они не относятся к тайне, установленной законом (40 ст.).

43 статья говорит, что граждане и организации вправе требовать от СМИ официального опровержения информации, которая задевает их честь и достоинство, не соответствуя действительности.

  1. Статус журналиста.

Глава 5 рассматриваемого закона определяет особый статус профессионального журналиста. Ст. 47 устанавливает его особые права, связанные с получением доступа к информации и свободному ее распространению.

  1. Межгосударственное взаимодействие.

СМИ

Ст. 55 определяет статус представительств зарубежных СМИ на территории РФ.

  1. Ответственность за нарушение законодательства.

Установлено, что за нарушение действующего законодательства предусмотрена ответственность. Это касается как ущемления СМИ в вопросах свободного распространения информации, так и злоупотребления соответствующим правом.

Рассматриваемый в статье закон действует почти 30 лет и за это время много раз подвергался изменениям. Однако в последние годы традиционные СМИ – газеты, радио, телевидение –уступают место сетевым изданиям в интернете, не имеющим ранее себе аналогов. Действующее российское законодательство на данный момент имеет множество пробелов по вопросам регулирования интернет-СМИ. В этой связи вектор эволюции рассматриваемого закона будет направлен в сторону регулирования соответствующих правоотношений в виртуальном пространстве.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Подписывайтесь на нас во Вконтакте, Одноклассниках, Дзене и Телеграме, чтобы оперативно получать новости об изменениях в законодательстве.

Загрузка ...