Федеральный закон о государственной службе РФ

Государственная служба является особым профессиональным видом деятельности, предполагающим исполнение полномочий государственных органов. Действующее законодательство выделяет 3 ее вида:

  • гражданская;
  • военная;
  • правоохранительная.

Аспектов, связанных с прохождением службы, довольно много, а осуществление обязанностей государственного служащего предполагает особую специфику. Именно это и послужило основанием для отдельного ее нормативного регулирования. Порядок прохождения государственной гражданской службы регулируется специальным правовым актом, который и будет рассмотрен в этой статье далее.

Суть закона

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 года №79-ФЗ является комплексным нормативным документом, определяющим порядок осуществления профессиональной деятельности на соответствующих должностях.

Следует отметить, что нормы данного ФЗ в части, посвященной регулированию трудовых отношений между конкретным органом власти, выступающим работодателем и служащим, не противоречат положениям Трудового кодекса РФ и не подменяют их, а, скорее, конкретизируют и дополняют. Таким образом, обращаясь к теории права, они являются специальными нормами, действие которых распространяется на определенный, узкий круг лиц.

В этой связи знание положений данного ФЗ необходимо всем тем, кто поступает на гражданскую службу, осуществляет профессиональную деятельность на соответствующих должностях, а также представителям надзорных структур.

Краткое содержание

Рассматриваемый нормативный акт состоит из 74 статей, объединенных в 17 глав. Они и определяют основополагающие аспекты, связанные с этой деятельностью:

  1. Основные положения.

Глава 1 федерального закона вводит базовые термины, используемые в документе, и принципы службы, среди которых (ст. 4):

  • права и свободы граждан имеют высший приоритет;
  • гражданская служба в федеральных и региональных органах власти имеет единые организационные и правовые основы;
  • равный доступ к службе;
  • открытость информации о деятельности государственных служащих.

Глава 2 посвящена определению соответствующих должностей, реестров и чинов. Раздел 3 конкретизирует правовое положение лица, являющегося гражданским служащим, в том числе регламентируя его права (ст. 14) и обязанности (ст. 15).

  1. Порядок поступления на службу и ее прекращение.

Ст. 21 устанавливает, что поступить на службу могут дееспособные, совершеннолетние граждане РФ, которые в полной мере владеют языком государства и соответствуют квалификационным требованиям.

Кроме этого, раздел 5 полностью посвящен служебному контракту – документу, закрепляющему права и обязанности госслужащего и гос. органа, в том числе порядку его заключения, форме, содержанию, внесению в него изменений.

Глава 6 содержит основания для прекращения действия контракта, среди них могут быть:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока действия контракта;
  • инициатива госслужащего;
  • инициатива представителя госоргана;
  • обстоятельства форс-мажорного характера;
  • нарушение правил и порядка заключения контракта;
  • выход госслужащего из гражданства РФ.
  1. Прохождение гражданской службы.

Глава 8 закона определяет служебное время и период отдыха. Так, нормальная продолжительность времени работы госслужащего – 40 часов в неделю. Ему также полагается основной отпуск (30 дней) и дополнительный, срок которого зависит от выслуги.

Кроме этого, в рамках разделов, устанавливающих порядок прохождения службы, рассматриваются вопросы, связанные с аттестацией чиновников (гл. 9), оплатой их труда (гл. 10), гос. гарантиями (гл. 11), служебной дисциплиной (гл. 12), формированием кадрового резерва (гл. 13).

Госслужащий

  1. Заключительные положения.

Глава 14 регулирует финансирование этого вида деятельности. Так, ст. 65 гласит, что оно осуществляется как за счет федерального бюджета, так и из казны регионов.

Глава 15 определяет порядок надзора за соблюдением действующих правовых норм гос. служащими.

16 глава вводит понятие индивидуального служебного спора. Под последним следует понимать разногласия, возникшие между госслужащим и представителем нанимателя по вопросам, связанным с применением законодательства о гражданской службе и положений служебного контракта. Рассматриваются споры соответствующей внутриведомственной комиссией или судом.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Галина Валерьевна Юдахина / автор статьи
Главный редактор
Загрузка ...